Как отечественная IT-разработка способна изменить классический подход к управлению бизнес-логикой в российских компаниях
Организация быстрого и надежного доступа к корпоративной инфраструктуре с помощью смарт-карт для девелоперской компании
Серверы, СХД и коммутаторы от Fplus: обзор актуальных линеек оборудования
Анжелла Татарская, ГК Softline: «Мы формируем на ИТ-рынке уникальный пул знаний»
Отечественное АСУ ТП – миф или реальность?
ЦБ
°
четверг, 21 ноября 2024

Алексей Голубев, РИР: цифровое госуправление – требование современной жизни

Алексей Голубев, РИР: цифровое госуправление – требование современной жизни
АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР) – дивизион Госкорпорации «Росатом», одно из направлений деятельности которого ИТ-разработка и системная интеграция. Пожалуй, самое известное цифровое решение компании – платформа «Умный город», позволяющая автоматизировать управление городской инфраструктурой и взаимодействие органов власти с гражданами. О принципах деятельности дивизиона, последних достижениях в области «умных» городов и планах на будущее мы беседуем генеральным директором подразделения РИР - АО «Цифровые платформы и решения Умного города» Алексеем Голубевым.

– Алексей, как сейчас выглядит карта «умных» городов Росатома, и каков в целом ваш потенциальный рынок?

– На сегодняшний день интеллектуальные решения Росатома внедрены приблизительно на ста территориях Российской Федерации. Речь идет о нашей цифровой платформе «Умный город», а также о проектах уровня «умного» региона и интеллектуальных транспортных системах. К слову, в конце прошлого года мы расширили экспертизу в последнем направлении благодаря приобретению белгородской ГК «Городские технологии», одного из лидеров российского рынка ИТС. Эта компания обладает большим опытом по установке на транспортной инфраструктуре программно-аппаратных комплексов – систем видеонаблюдения, весогабаритного контроля, автоматизации парковки и т. д.

Если же говорить о нашем потенциальном рынке – в России сегодня насчитывается около 2300 муниципальных округов (новый вид муниципального образования, состоящий из нескольких населенных пунктов, объединенных общей территорией – прим. ред.). Это и есть та база, с которой мы можем работать в направлении внедрения интеллектуальных решений. Распределение сил на этом рынке неоднородное. Например, крупные города, как Москва, Санкт-Петербург, Казань, – строят сложные системы цифровизации городского хозяйства на решениях разных производителей. Есть города, которые пользуются исключительно нашей платформой. В свою очередь, существует рейтинг IQ городов Минстроя, который отмечает и поощряет города с высоким уровнем цифрового развития.

– Меняется ли концепция «умного» города год от года?

– Да концепция, несомненно, эволюционирует. Хотелось бы отметить два взаимосвязанных направления этой эволюции. С одной стороны, у многих городов есть потенциал для перехода к более серьезным цифровым сервисам – таким, как цифровые двойники.

С другой стороны, вся «смартизация» сосредоточена вокруг человека и его потребностей. Город может считаться «умным» если человеку в нем удобно, комфортно и безопасно. Это территория, где ты не тратишь лишнее время на какие-то бытовые истории, где минимизирован объем возникающих отходов, где не возникают «тепловые острова», городская жизнь протекает в гармонии с природой. В основе такого города лежит глубоко продуманная урбанистическая концепция, а цифровые сервисы являются ее дополнением.

В России действительно есть примеры, когда люди над этим задумываются, некоторые архитектурные бюро предлагают такие модели. Но мы только в начале пути к реализации такого подхода.

 

Генеральный директор подразделения  РИР - АО «Цифровые платформы и решения Умного города» АлексейГолубев

Генеральный директор подразделения  РИР - АО «Цифровые платформы и решения Умного города» АлексейГолубев.
Фото предоставлено АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР)

 

– Какие тренды в построении «умных» городов сейчас очевидны? Какие проблемы в первую очередь требуют решения посредством внедрения интеллектуальных систем?

– Сейчас экспертов в области цифровизации городского хозяйства очень беспокоит большое количество каналов коммуникаций: это разнообразные телеграм-каналы, чат-боты, платформы обратной связи и т. д. Сотрудники администраций, которые отвечают за взаимодействие с гражданами, вынуждены искать и собирать информацию из 10-12 каналов, а это огромная нагрузка. Кроме того, если кто-то пожелает «заспамить» администрацию множеством однотипных обращений, то он легко это может сделать. Необходимо всё это агрегировать. Использовать, в том числе, искусственный интеллект, чтобы распознавать, повторное обращение перед нами, или нет.

Второй повод для беспокойства – большое количество центров анализа и мониторинга: ситуационный центр АПК «Безопасный город», центр организации дорожного движения, центр управления регионом и другие подобные структуры, осуществляющие мониторинг и контроль с помощью одного и того же набора оборудования. Городские власти пытаются унифицировать и консолидировать возможности разных центров для выполнения разных фуинфраснкциональных задач.

Из той же области – проблема сосуществования разных наборов ПО в городской ИТ-инфраструктуре: государственных и региональных систем, служебных прикладных программ. Сервисам «умного» города нужно научиться работать со всеми этими системами, интегрироваться в них таким образом, чтобы для пользователя существовать в режиме «одного окна». То есть, например, оператор в одном интерфейсе получает задачу, там же ее исполняет, а интеграционная платформа за него делает всю работу по взаимодействию с внешними информационными системами.

Наконец, сегодня существует большой запрос на применение различных «умных» IoT-устройств: всевозможных датчиков, счетчиков. Во многих городах сбор различных показателей до сих пор происходит в ручном режиме: условно говоря, человек выходит на улицу и целый день подсчитывает, сколько прошло транспорта, сколько людей проехало на нем. Эту функцию, безусловно, нужно перекладывать на цифровые устройства.

– Можно ли все задачи управления городским хозяйством небольшого города решить с помощью типового «коробочного» продукта? Для каких задач необходимо проектное решение с привлечением интегратора, и насколько это выходит дороже для города?

– Если вспомнить реализованные нами проекты – мы работали как с городом с населением в 25 тысяч жителей, так и с городом с населением 300-400 тысяч. Наши отдельные продукты внедряются, в том числе, в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому на выбор цифрового решения влияет не размер населенного пункта, а, скорее, его потребности и доступный бюджет. У нас действительно есть «коробочное» решение, которое позволяет многие вещи реализовать почти мгновенно. Но в то же время всегда есть поле для кастомизации, для реализации конкретных запросов конкретного города. Ведь даже выбирая автомобиль, мы при финансовой возможности стараемся дополнять базовую комплектацию более сложными системами для безопасности, комфорта и т. д.

И самое главное – жители сразу понимают, когда городская администрация стремится не просто что-то внедрить для галочки, потратив рубль и сэкономив два, а действительно сделать для них более комфортные условия, подключить активную часть граждан к процессу принятия управленческих решений. И они уже не задумываются, сколько город на это потратил: это нормально, это требование современной жизни.

– Какие правительственные и частные программы поддерживают строительство «умных» городов?

Сегодня, по сути, у нас нет федерального финансирования для «умных» городов. Есть программа Минстроя, по которой на основании рейтинга IQ городов в рамках конкурса выделяются гранты. Но там из сотни участников победителями становятся меньше десятка. То есть это совершенно не та история, когда за счет федеральных денег город может полностью решить свои проблемы.

Поэтому мы достаточно часто работаем с заказчиками по концессионной модели (форма государственно-частного партнерства – прим. ред). Она особенно эффективна при внедрении ИТС, так как они приносят прибыль в виде парковочных платежей или штрафов, и в этом случае концессионеру гарантируется возврат инвестиций в обозримый период времени.

Также существуют города с крупными предприятиями, владельцы которых заинтересованы в том, чтобы инвестировать в инновации, благоустройство, внедрение современных технологий. Такие примеры есть на Урале, в ЯНАО и других регионах.

– А у Росатома есть собственные инструменты поддержки заказчиков?

За каждым дивизионом, входящим в структуру Росатома, закреплены определенные городские территории. Если дивизион показывает хорошие финансовые показатели, он может выделить этим территориям средства в виде благотворительности для реализации проектов «умного» города. Часто это целенаправленные действия для того, чтобы создать хорошие условия для проживания в том или ином населенном пункте креативных специалистов. Например, когда тысячи работников прибывают на строительство новой АЭС и город модернизирует систему городского управления.

Кроме того, «Русатом Инфраструктурные решения» предоставляет всем городам возможность  бесплатно внедрить у себя модуль работы с обращениями граждан. По опыту наших клиентов, это действительно удобное решение, позволяющее органам власти выстроить продуктивный диалог с гражданами. По запросу мы даем ссылку на скачивание необходимого ПО, а дальше город использует его по своему усмотрению. 

Также, когда мы с заказчиком обсуждаем стоимость тех или иных дополнительных модулей, то всегда учитываем, что это за муниципалитет, какую задачу решает. 

– Одинаково ли РИР сотрудничает с «атомными» и «не атомными» городами?

С точки зрения внедрения решений «умного» города никакой разницы между «атомными» и «не атомными» городами нет. Все города устроены похоже, у органов местного самоуправления одинаковые функции. Разница может заключаться только в наличии у администрации технических инструментов, людей, готовых работать с этими инструментами, и финансовых ресурсов.

Чтобы поднять уровень цифровой грамотности муниципальных служащих, мы в сотрудничестве с Всероссийской ассоциацией развития местного самоуправления организуем бесплатные вебинары, собирая на них представителей сотен муниципалитетов со всей страны. Рассказываем про современные технологии которые меняют городскую жизнь, про новые возможности цифровых сервисов. Проводим аналогичные мероприятия по запросу отдельного региона или муниципалитета.

Мы писали о первых кейсах РИР по внедрению интеллектуальных систем, таких, как в Сарове, а также о проектах 2021-22 годов, как в Железноводске. Какие интересные проекты Росатом реализует сейчас?

– В конце 2022 года мы запустили первый проект по внедрению нашего решения на уровне не отдельного города, а целого региона – Нижегородской области. Это двухуровневое решение. Во-первых, во всех городах области внедряется платформа «Умный город». Каждый город получит свой набор модулей, в зависимости от готовности муниципалитета, но все равно это будет единообразное решение для всех. Во-вторых, данные из этой системы будут поступать в ситуационный центр губернатора Нижегородской области. При таком уровне интеграции улучшается качество взаимодействия между органами публичной власти муниципального и регионального уровней. Платформа «Умный город» позволит обогатить ситуационный центр реальными данными «с мест» проанализировать их, обработать с помощью технологий искусственного интеллекта.

– Как отражается текущая политическая и экономическая ситуация на развитии «умных городов»?

– В прошлом году главам многих городов пришлось экономить на цифровизации, у них возникли новые приоритеты, незапланированные затраты. Но одновременно с этим усилились и вызовы, связанные с обеспечением безопасности жителей и объектов инфраструктуры, с борьбой с внутренними и внешними угрозами. Приведу далекие от нас, но актуальные примеры. Зимой 2023 года в Центральной Азии наступили беспрецедентные холода, после которых мэр Ташкента был отправлен в отставку. Одной из причин отставки стало то, что в городе обнаружилось огромное количество незаконных подключений к сетям, из-за этого они не выдержали, и случились смертельные происшествия. Это – следствие неправильного управления.

С другой стороны, мы слышали о турецком городе Эрзинь, который, находясь в центре недавнего землетрясения, практически не пострадал. Мэр города объяснил это тем, что все здания в этом городе были возведены в точном соответствии с требованиями строительных норм.

Цифровые сервисы в области управления городским хозяйством как раз и нужны для того, чтобы повысить прозрачность этого управления, выявить и пресечь возможные коррупционные схемы, повысить дисциплинированность чиновников и ускорить взаимодействие между гражданами, органами власти, подведомственными организациями, организациями ЖКХ и другими.

Например, в прошлом году мы внедрили систему «Умный город» в Пуровском районе ЯНАО, на сравнительно небольшой территории, где проживают около 15 тысяч жителей. Зимой там тоже были морозы, намного более сильные, чем в Ташкенте. Многие школы и организации на какое-то время закрылись. Но жизнь не прекратилась, наша платформа помогла жителям многие вещи решать не выходя из дома. Она стала инструментом, который позволил преодолеть последствия неблагоприятных ситуаций, негативных природных явлений. Если в городе сохраняется связь и электропитание, жители всегда могут получать информацию, коммуницировать с близкими, с оперативными службами, влиять на развитие событий.

– Что помогает вам в сложных условиях создавать качественные решения и реализовывать проекты?

– Прежде всего, мы по возможности используем стек импортонезависимых технологий, которые будут всегда гарантированно доступны нашим пользователям. Мы используем современные средства разработки, чтобы сделать устойчивые к кибератакам продукты. Аппаратная часть наших решений тоже соответствует критериям бесперебойной работы и безопасности.

Второй важный момент – это ответственное отношение к работе. Известное выражение – «За деревьями не видеть леса». Можно, увлекшись конкретным проектом, забыть про людей, для которых ты его делаешь. Вроде бы проект формально выполнен, техзадание и дедлайны соблюдены, целевые показатели соответствуют, – а решение не «взлетает». Такого, конечно, не должно быть. Поэтому мы тесно взаимодействуем с заказчиками на всём протяжении проекта, адекватно реагируем на критику и умеем управлять ожиданиями. Зачастую заказчики входят во вкус и требуют большего, чем прописано в техническом задании. Мы относимся к этому с пониманием и всегда готовы к диалогу. 

– Какие у вас планы на 23 год – по технологическому развитию и новым подключенным к платформе городам?

– Сейчас мы внимательно наблюдаем за тем, как развиваются смежные отрасли и оцениваем возможность других сценариев применения платформы «Умный город». Например, существуют географически распределенные компании, у которых много точек присутствия по всей территории России. Им нужно постоянно поддерживать связь с филиалами, организовать информирование, повышать управляемость. По сути им требуется почти такой же функционал, который реализован в «Умном городе».

Также мы постоянно следим за появлением программных и аппаратных решений, которые могут обогатить наш конечный продукт. Мы готовы заключать партнерства с разработчиками для создания наиболее развитого и совершенного решения. Например, в прошлом году мы начали сотрудничать с одной из ИТ-компаний из сферы речевых технологий. Функция распознавания текста может быть очень полезной для администраций, так как к ним поступает огромный поток обращений граждан, который нужно быстро и грамотно маршрутизировать.

Что касается внедрений – их достаточно много, это как перспективные, так и текущие проекты. Например, в Вологде мы в прошлом году завершили внедрение интеллектуальной транспортной системы, а сейчас обсуждаем с руководством  развитие в области «умного» города. В Сочи мы внедрили часть модулей цифровой платформы и оцениваем их дальнейшие потребности – это специфический город, с большим приростом населения в летние месяцы. Про проект в Нижегородской области я уже упоминал. 

Среди других планов – расширение международной деятельности. Например, большой интерес к нашим решениям проявляют коллеги из Центральной Азии. Это тоже одна из наших точек роста

Опубликовал: Андрей Блинов (info@spbit.ru)

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: автоматизация, ИТ инфраструктура, Умный город, ИТ в транспорте, Русатом

Свежее по теме