Как отечественная IT-разработка способна изменить классический подход к управлению бизнес-логикой в российских компаниях
Организация быстрого и надежного доступа к корпоративной инфраструктуре с помощью смарт-карт для девелоперской компании
Серверы, СХД и коммутаторы от Fplus: обзор актуальных линеек оборудования
Анжелла Татарская, ГК Softline: «Мы формируем на ИТ-рынке уникальный пул знаний»
Отечественное АСУ ТП – миф или реальность?
ЦБ
°
суббота, 23 ноября 2024

«МегаФон» бежит впереди самолёта

Вчера, 15 апреля 2010 года, «МегаФон» и «Аэрофлот» публично подписали первый в России контракт на предоставление услуг GSM-связи во время полёта. Воспользоваться ими можно будет с лета на бортах четырёх аэробусов. Условия контракта не эксклюзивные, что позволяет МТС и «Билайну» поставить свои базовые станции в других лайнерах «Аэрофлота». «МегаФон», в свою очередь, не исключает проникновения в самолёты других авиакомпаний.

Контракт был подписан в московском отеле «Арарат Парк Хаятт». «Отсюда открываются лучшие виды, в том числе на наше сотрудничество», – начал церемонию руководитель департамента бизнес-коммуникаций ОАО «МегаФон» Роман Проколов. «Мы говорили о связи на борту со всей большой тройкой и с МТТ, а первым откликнулся «МегаФон», – рассказал генеральный директор ОАО «Аэрофлот» Виталий Савельев.

 

Гендиректора «Аэрофлота» В. Савельев (слева)
и «МегаФона» С. Солдатенков подписывают контракт

Суть контракта – предоставление «МегаФоном» GSM-связи всем желающим пассажирам «Аэрофлота» на высотах, где не действуют наземные базовые станции. На практике их сигнал исчезает на первой минуте полёта, когда воздушное судно поднимается на высоту 150 метров. А начинается – когда самолёт снижается до этих же 150 метров, где-то за минуту до посадки. 

Для того чтобы GSM была доступна на больших высотах, «МегаФон» в течение пилотного этапа (1 июня – декабрь 2010 года) оснастит базовыми станциям три «Аэробуса-320» и один «Аэробус-330». Сигнал с них будет идти на спутник, оттуда «приземляться» на спутниковую антенну и передаваться на наземные БС оператора. 

Пассажиры-абоненты других операторов смогут выбрать в меню телефона GSM-роуминг от «МегаФона». Сигнал также будет раздаваться в салон по Wi-Fi. Чтобы воспользоваться им, нужно будет купить в аэропорту или у стюардессы карточку с логином-паролем.

Диапазон 1800 МГц для использования на высотах свыше 3000 метров был одобрен ГКРЧ 19 февраля 2010 года. Таким образом, GSM-сигнал автоматически появится в самолёте при наборе этой высоты и исчезнет при её потере. Пассажиры узнают об этом по горящему значку с изображением мобильного телефона на том же табло, где горят сигналы «пристегните ремни».


Коммерческий директор «МегаФона» Лариса Ткачук показывает салонное
табло самолёта со значком «мобильная связь на борту включена»

В оборудование самолётов пилотного этапа «МегаФон» вкладывает 150 млн рублей. Всю выручку от разговоров на борту он будет забирать себе и планирует окупить вложения за 5 лет. «Аэрофлот» оценивает свои затраты в $1 млн, в основном за счёт повышения расхода топлива из-за утяжеления самолёта на 80 кг (вес оборудования БС). 

В этом году на бортах будет работать SMS-связь (предварительная цена – 10 рублей за SMS, цена MMS пока что не определена), услуга «Чат» и передача данных по GPRS/EDGE (200 рублей за 1 Мб). Обещанная скорость – свыше 300 Кбит/сек. «Это нишевая услуга, которая позволяет сообщить короткую информацию, проверить почту. Скачивать файлы с торрентов никто не сможет. Даже по «Скайпу» не позвонить, так как VOIP будет некачественным на таких скоростях. Хотя техническую возможность этого мы блокировать не будем», – пояснил генеральный директор компании «МегаФон».


По прогнозу «МегаФона», проникновение услуг связи при перелётах
до 5000 км (5 часов) поднимется с 10 % в 2010 году до 23 % в 2014 году.
Прогноз на перелёты до 10000 км (до 14 часов) – 32 % к 2014 году

Три первые «ласточки» летают на расстояние до 5 тыс. км, например, из Москвы в Новосибирск и Лондон. «Аэробус-330» летает на 10,5 тыс. км из Москвы, например, во Владивосток, Лос-Анджелес, Гавану. Узнать о том, будет ли связь на борту, пассажир сможет при покупке билета. Самолёты не привязаны к одному маршруту, а перебрасываются с одного на другой. Поэтому поймать «мобильный» рейс можно будет, поставив эту опцию важнее других (например, времени или дня вылета). «Когда таких лайнеров станет больше, то вероятность попадания на самолёт со связью станет выше, – говорит Виталий Савельев. – Мы не собираемся поднимать из-за этого цены на билеты». Он также сообщил, что новые самолёты будет заказывать с уже установленным оборудованием для мобильной связи.

Базовые станции для самолётов имеют техническую возможность поддержки голосовой связи. «Решение о внедрении этой услуги будет принято по итогам первого этапа», – рассказала коммерческий директор «МегаФона» Лариса Ткачук. Важным фактором при принятии решений в рамках проекта она назвала высокую цену спутниковой составляющей передачи сигнала.

Свежее по теме