Как отечественная IT-разработка способна изменить классический подход к управлению бизнес-логикой в российских компаниях
Организация быстрого и надежного доступа к корпоративной инфраструктуре с помощью смарт-карт для девелоперской компании
Серверы, СХД и коммутаторы от Fplus: обзор актуальных линеек оборудования
Анжелла Татарская, ГК Softline: «Мы формируем на ИТ-рынке уникальный пул знаний»
Отечественное АСУ ТП – миф или реальность?
ЦБ
°
четверг, 21 ноября 2024

Кто должен учить детей безопасному пользованию гаджетами

56% россиян, имеющих в семье несовершеннолетних детей или внуков, говорят, что их дети проводят за гаджетами более 3 часов в день. По их оценкам, цифровая среда может нести в себе ряд угроз, таких как мошенничество (30%), запрещенный (20%) или деструктивный (16%) контент. Большинство опрошенных считают, что детей следует учить основам киберграмотности (71%), при этом основная роль должна принадлежать семье (77%), а второстепенная – школе (51%).

Современное образование связано с активным использованием цифровых устройств и интернет-ресурсов[1]. Школьники активно пользуются гаджетами и для других целей, для развлечения, коммуникации. При этом цифровая среда несет в себе множество рисков и угроз для детской психики. Исследование Аналитического центра НАФИ в 2022 году показало, что россияне считают главными рисками для детей в интернете фейки, игры и запрещенный контент[2]. Новые данные говорят, что за последние 12 месяцев на первый план вышли другие угрозы.

От чего сегодня нужно защищать детей в цифровой среде и на кого должна ложиться эта функция, на семью или школу, – читайте в новом совместном исследовании НАФИ и компании «Киберпротект»[3].

Пользование гаджетами и угрозы

Более половины россиян, имеющих несовершеннолетних детей или внуков (56%), говорят, что их дети или внуки ежедневно проводят более 3 часов за цифровыми устройствами (31% – от 3 до 5 часов, 13% – от 5 до 7 часов и 17% – более 7 часов в день).

По наблюдениям каждого третьего (31%), среднесуточное время проведения детей за гаджетами составляет от 1 до 3 часов.

Каждый десятый заявляет, что несовершеннолетние в его семье либо не используют цифровые устройства вовсе (4%), либо пользуются ими не более 1 часа в день (4%).

По оценкам опрошенных, в топ-5 рисков, которые могут грозить детям в цифровой среде, входят:

  • мошенничество, вымогательство, угрозы (30%),
  • запрещенные сайты, сайты не по возрасту (20%),
  • насилие, жестокость, агрессия – деструктивный контент (16%),
  • фейки, непроверенная информация (11%),
  • спам, реклама (8%).

По сравнению с прошлым годом[4], перечень наиболее значимых угроз детскому здоровью и благополучию в цифровой среде претерпел изменения. Втрое чаще (рост с 11% до 30%) россияне стали называть главной угрозой мошенничество, вымогательства и угрозы. Этот ответ вышел на первое место по частоте упоминаний. Вторую и третью позицию продолжают занимать запрещенные сайты, сайты не по возрасту (20%), а также контент, связанный с насилием, жестокостью и агрессией (рост с 14% до 16%). Немного выше стала доля тех, кто называет значимой угрозой спам и рекламу (рост на 2 п.п. с 6% до 8%).

Большинство родителей, бабушек и дедушек считают, что детей следует учить правилам безопасности в цифровой среде (71%). Каждый четвертый (26%) придерживается противоположного мнения и убежден: дети сами могут разобраться в цифровых устройствах и в том, как правильно и безопасно ими пользоваться. Особенно эта позиция характерна для родителей 35-54 лет (31%).

Ответственность за цифровую безопасность

По мнению большинства участников исследования, первостепенную ответственность за цифровую безопасность детей несет семья (77%).

Треть опрошенных считают, что научить детей киберграмотности должна школа (36%), однако чаще россияне называют роль школьных педагогов важной, но далеко не основной (51%).

Влияние на знания и навыки безопасного поведения детей в цифровой среде также оказывает их медиапотебление (44% респондентов большой ответственностью наделяют создателей интернет-СМИ и блогов, а 43% – традиционные медиа).

Таблица 1. «Как Вы считаете, в какой степени за грамотное и безопасное использование цифровых устройств детьми ответственны…», в % от россиян, имеющих детей или внуков школьного возраста (% по строке)

 

Несут большую ответственность

Несут ответственность, но небольшую

Не ответственны вовсе

Семья ребенка

77

22

1

Школьные педагоги

36

51

13

СМИ (детские передачи)

43

39

18

Интернет (блоги, статьи, видео)

44

33

23

При этом подавляющее большинство родителей (77%) довольно высоко оценивают свои компетенции в области обучения основным принципам безопасности в цифровой среде и заявляют о том, что уделяют просвещению детей достаточно времени (71%).

Вклад же других институтов, по их мнению, оставляет желать лучшего. Так, 59% опрошенных россиян считают, что в школе их детям недостаточно рассказывают о том, как правильно и безопасно пользоваться цифровыми устройствами и интернетом, и нужно этого делать больше. А 70% говорят о недостатке такого образовательного контента в медиа.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:

«Не умоляя опасность прочих киберугроз, следует отметить продемонстрированную исследованием растущую угрозу детям со стороны интернет-мошенников. Очевидно, в поисках новых жертв, «под прицел» попала детская и подростковая аудитория. Сегодня говорят, что многие школьники «родились со смартфоном в руке», и они сами разберутся лучше взрослых, как жить в цифровом мире. Однако это не так и именно цифровой грамотности детей важно уделять сегодня особенно большое внимание».

Елена Бочерова, исполнительный директор компании «Киберпротект»:

«Цифровая среда стала частью повседневной жизни наших детей, и простые ограничения доступа к гаджетам или к определенному контенту никак не защищают ребенка от киберугроз. Вопрос безопасности в цифровой среде перешел в область цифровой грамотности и в конечном счете — цифровой культуры. Поэтому роль не только семьи, но и школы в формировании навыков поведения в цифровой среде будет с каждым годом расти. Со стороны общеобразовательных организаций мы видим рост интереса к соответствующим курсам повышения квалификации учителей, образовательным программам для школьников, темы цифровой грамотности входят в программу обучения. Однако надо признать, что информационные технологии проникают в нашу повседневную жизнь и меняются очень быстро, и институты, участвующие в воспитании детей, не всегда успевают отвечать этим вызовам».

Методология: всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в августе 2023 г. Опрошены 1600 человек старше 18 лет из всех федеральных округов, имеющие несовершеннолетних детей или внуков. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.


[1] Российская газета. Цифровизация образования выходит на новый уровень. https://rg.ru/2023/02/13/cifrovizaciia-obrazovaniia-v-rossii-vyhodit-na-novyj-uroven.html

[2] Аналитический центр НАФИ. Фейки, игры и запрещенный контент: россияне перечислили угрозы детям в интернете. https://nafi.ru/analytics/feyki-igry-i-zapreshchennyy-kontent-rossiyane-nazvali-ot-chego-nuzhno-zashchishchat-detey-v-internet/

[3] Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в августе 2023 г. Опрошены 1600 человек старше 18 лет из всех федеральных округов, имеющие несовершеннолетних детей или внуков. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.

[4] Аналитический центр НАФИ. Фейки, игры и запрещенный контент: россияне перечислили угрозы детям в интернете. https://nafi.ru/analytics/feyki-igry-i-zapreshchennyy-kontent-rossiyane-nazvali-ot-chego-nuzhno-zashchishchat-detey-v-internet/

Свежее по теме