Компания ABBYY, ведущий мировой разработчик технологий оптического распознавания документов, ввода данных и лингвистического программного обеспечения, усовершенствовала программный комплекс ABBYY TestReader для обработки результатов Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
ФГУ «Федеральный центр тестирования» уже девятый год организует обработку результатов ЕГЭ в сотрудничестве с компанией ABBYY. Все бланки, которые заполняются в ходе экзамена по всей России, обрабатываются в системе ABBYY TestReader. За всё время проведения ЕГЭ при помощи технологий ABBYY было обработано более 50 млн. экзаменационных бланков.
В 2009 году ЕГЭ впервые проводится в штатном режиме, раньше экзамен носил статус эксперимента. Всего в нынешнем году экзамен сдавало около 1 млн. школьников. ABBYY TestReader позволил в кратчайшие сроки обработать многостраничные результаты ЕГЭ по 14 предметам: всего было обработано более 13 млн. бланков. Без применения современных технологий на обработку экзамена по одному предмету потребовалось бы несколько месяцев, ABBYY TestReader нужно для этого не более 6 дней. Российский ЕГЭ - уникальный проект в области образования и информационных технологий. Даже сейчас во многих промышленно и информационно развитых странах мира обработка результатов аналогичного тестирования занимает в несколько раз больше времени, чем в России.
В 2009 году в программное обеспечение внесены изменения, которые впервые позволили выпускникам, обучающимся в российских образовательных учреждениях, расположенных за пределами РФ, участвовать в ЕГЭ. Около 1,5 тыс. таких выпускников сдали экзамен в этом году. Кроме того, теперь реализована возможность проведения ЕГЭ по всей России, включая все труднодоступные и отдаленные населенные пункты. Раньше бланки ЕГЭ школьников из труднодоступных уголков РФ переправлялись в региональные центры обработки по почте, что требовало дополнительного времени, а значит, результат задерживался. Теперь с помощью ABBYY TestReader ручная обработка на местах сведена к минимуму - процесс автоматизирован, и бланки из отдаленных пунктов проведения экзаменов пересылаются в центры обработки информации в электронном виде.
Особое внимание уделено информационной безопасности. Во-первых, автоматизирован учёт экзаменационных комплектов: учитывается поступление экзаменационных материалов в субъект РФ, раздача и возврат комплектов в пункты проведения экзамена, пристальное внимание при этом уделяется испорченным и неиспользованным бланкам. Во-вторых, разработана система, контролирующая работу операторов в региональных центрах обработки информации (РЦОИ). Таким образом, возможность подтасовки результатов ЕГЭ сведена к минимуму.
Также изменен порядок обработки результатов. Теперь данные передаются в Единую распределенную базу данных по мере обработки, а не после сканирования всех экзаменационных комплектов, как это было ранее. Новый порядок даёт возможность ускорить процесс подведения итогов и оперативно контролировать работу центров обработки ЕГЭ на местах.
По словам заместителя директора ФГУ «Федеральный центр тестирования» Оксаны Решетниковой, «в этом году ЕГЭ впервые проводится в штатном режиме, и перед нами стояла задача не только обработать результаты быстро и точно, но и охватить абсолютно всех российских школьников, включая тех, кто учится в российских образовательных учреждениях, расположенных за пределами России. Программа ABBYY TestReader позволила нам провести ЕГЭ за рубежом и оперативно обобщить его итоги».
Директор по корпоративным проектам ABBYY Россия Юрий Корюкин так прокомментировал участие компании в проведении ЕГЭ: «Масштаб проекта ЕГЭ уникален не только для России, но и для всего мира. Нам приятно, что в короткие сроки и с учетом особенностей штатного режима ЕГЭ технологии и продукты ABBYY смогли быстро, точно и с соблюдением всех требований по безопасности и конфиденциальности обработать результаты экзамена, таким образом помогая создавать равные возможности для всех российских школьников».