Как отечественная IT-разработка способна изменить классический подход к управлению бизнес-логикой в российских компаниях
Организация быстрого и надежного доступа к корпоративной инфраструктуре с помощью смарт-карт для девелоперской компании
Серверы, СХД и коммутаторы от Fplus: обзор актуальных линеек оборудования
Анжелла Татарская, ГК Softline: «Мы формируем на ИТ-рынке уникальный пул знаний»
Отечественное АСУ ТП – миф или реальность?
ЦБ
°
воскресенье, 10 ноября 2024

Безответственный спам

С 1 января 2007 г. обязанность препятствовать спаму и распространению компьютерных вирусов возлагается на абонента. Это решение содержится в новых правилах оказания телематических услуг, которые издало Мининформсвязи. Участники рынка порадовались, что понятие телематики стало менее туманным, а определение спама и вирусов в ИКТ-сетях теперь закреплено в правительственном документе.

10 сентября уже бывший премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление, утверждающее новые правила оказания телематических услуг связи, которые вступают в силу с 1 января 2008 г. Как рассказали в Мининформсвязи, это первый в истории законодательства о связи документ, который определяет отношения пользователей и провайдеров телематических услуг. "Впервые определен состав телематических услуг - до этого телематика была очень расплывчатым понятием. Определены требования к оператору, ответственность сторон, дано определение спама и вредоносного ПО", - рассказали в министерстве.

Спам в классификации Мининформсвязи - "телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту без его предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса". Вредоносное ПО "приводит к сбору, обработке или передаче с абонентского терминала информации без согласия абонента, либо к ухудшению параметров функционирования абонентского терминала или сети связи".

К телематическим услугам относится доступ к сети Интернет, доступ к отраслевым сетям (например, банковским), который оператор может предоставлять за деньги, а также электронная почта. Как заметили разработчики документа, новые правила позволят вывести из регулирования услуг связи те услуги, которые ранее иногда понимались как телематические, например - создание и распространение рингтонтов и другого мобильного контента и передача факсов. SMS к телематике также не относится. "Мы не старались сделать революций", - заключают в Мининформсвязи.

"Действительно, ничего революционного новые правила не содержат", - соглашается директор по развитию ООО "Наунет СП" Андрей Кондаков, который участвовал в разработке документа. С ним согласен председатель совета директоров ИК "Некстер" Антон Богатов: "Ничего кардинального, за исключением одного новшества: правила однозначно определяют, что обязанность препятствовать спаму и распространению вирусов лежит на абоненте". По его словам, раньше этот момент никак не регулировался и давал повод для многих споров. "Теперь у операторов будет меньше проблем - абонент не сможет требовать, чтобы оператор боролся со спамом, за исключением случаев, которые указаны в договоре", - резюмирует эксперт.

Согласно правилам, абонент обязан предпринимать меры по защите своего абонентского терминала от вирусов, а также препятствовать распространению спама. Это известие обрадовало и директора по маркетингу "Комкора" Вадима Ванькова: "Замечательно, что понятие спама водится на уровне постановления правительства, и ответственность за распространение спама несет абонент".

Оператор, со своей стороны, должен предоставить абоненту информацию о "принимаемых на добровольной основе дополнительных обязательствах", в том числе мерах, препятствующих распространению спама и вредоносного ПО. "Это было ожидаемым решением, которое соответствует мировой практике - оператор предоставляет канал связи, но не контролирует, что по нему передается. Для российских компаний такое уточнение позитивно, поскольку снимает возможность различных затрат, связанных с судебными исками и прочими претензиями со стороны недовольных клиентов", - считает эксперт ИК "Финам" Владислав Кочетков.

Документ определяет перечень бесплатных круглосуточных услуг информационно-справочного обслуживания, которые предоставляет оператор, а также содержит требование, чтобы оператор абоненту давал указания по настройке терминала.

Директор по развитию "Коминфо Консалтинг" Евгений Соломатин оценил правила как прорыв в законодательстве. "Новые "Правила оказания телематических услуг связи" - огромный шаг вперед. Это результат компромисса и долгих согласований между Мининформсвязи, операторским сообществом и рядом госструктур", - считает он. "Этот документ в целом можно охарактеризовать как документ, направленный скорее на защиту абонентов, - находит Вадим Ваньков. -  Операторам связи придется внести существенные правки в свои договоры, чтобы привести текущие отношения с абонентами в соответствие с правилами".
Анна Афанасьева

Свежее по теме