Как отечественная IT-разработка способна изменить классический подход к управлению бизнес-логикой в российских компаниях
Организация быстрого и надежного доступа к корпоративной инфраструктуре с помощью смарт-карт для девелоперской компании
Серверы, СХД и коммутаторы от Fplus: обзор актуальных линеек оборудования
Анжелла Татарская, ГК Softline: «Мы формируем на ИТ-рынке уникальный пул знаний»
Отечественное АСУ ТП – миф или реальность?
ЦБ
°
пятница, 1 ноября 2024

Депутаты накажут спамеров

Государственная Дума РФ рассмотрит законопроект о борьбе со спамом. Его автор, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Капков, предложил ограничить рассылку незапрошенных почтовых отправлений и электронных сообщений, обязав распространителя информации получать согласие адресата. Несоблюдение этого порядка будет караться штрафом до 200 тыс. руб.

Сергей Капков предлагает внести изменения в федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП).

Законопроект гласит, что распространение информации без предварительного согласия получателей информации или введение адресатов в заблуждение относительно характера сообщения, обратного адреса, распространитель наказывается административным штрафом. Сергей Капков предлагает штрафовать обычных граждан на сумму от 300 до 1000 руб., должностных лиц - от 1 тыс. до 10 тыс. руб., юридических лиц - от 10 тыс. до 50 тыс. руб. В соответствии с законопроектом сама незаконная массовая рассылка почтовых отправлений или электронных сообщений влечет наложение административного штрафа от 500 до 200 тыс. руб.

"Нам кажутся недостаточными предлагаемые меры наказания за рассылку как для физических, так и для юридических лиц. Учитывая масштабы спам-бизнеса, это мало повлияет на ситуацию, - комментирует директор по маркетингу и PR Mail.Ru Анна Артамонова, - скорее всего, спамерам будет по-прежнему выгодно этим заниматься. На наш взгляд, разумнее перенимать опыт, например, Европы, где во многих странах рассылка спама наказывается уголовной ответственностью". Анна Артамонова сетует на неточность законопроекта. "Неясны многие термины этого законопроекта - например, в каких случаях рассылка писем считается массовой? Также неясно, кто именно будет нести ответственность за рассылку - заказчик или исполнитель, и как планируется их находить и привлекать к ответственности", - говорит она.

По словам председателя подкомитета по технологическому развитию Госдумы Ильи Пономарева, тема борьбы со спамом в России стоит очень остро. "Шансы на то, что законопроект поправок пройдет все чтения в Госдуме, близки к 100%", - комментирует он. Илья Пономарев отмечает, что депутаты, обсуждая законопроект, должны будут решить ряд технических проблем. "Зачастую спам рассылается через взломанные серверы, поэтому необходимо будет проработать законопроект так, чтобы наказан был непосредственно инициатор, а не формальный распространитель спама", - заявил Илья Пономарев.

"Спам-атаки в последнее время действительно приобрели исключительный размах - с ними непременно нужно бороться на разных уровнях, - говорит PR-директор Rambler Media Александр Ковалев, - Rambler, например, в своем почтовом сервисе применяет многоуровневую систему защиты от спама. Хорошо, что правительство подключается к этой борьбе, думаю, законодательные меры против спамеров будут способствовать очищению Интернета".

На взгляд независимого адвоката Александра Титова, законопроект поправок дублирует существующие нормативные акты. "Статья 18 закона "О рекламе" уже запрещает распространение рекламы по сетям электросвязи без согласия адресата на получение рекламных сообщений, причем на рекламораспространителя возлагается обязанность доказать согласие получателя рекламы, - поясняет он, - КоАП содержит нормы, позволяющие привлечь к административной ответственности как рекламопроизводителя, так и рекламораспространителя за распространение спама, устанавливая максимальный штраф для нарушителей - юридических лиц до 500 тыс. руб.".

"Спам - это неотъемлемая часть Интернета, - считает директор по маркетингу компании "Артон" Дмитрий Малявкин, - все предлагаемые изменения нацелены на сокращение свобод в глобальной сети, что, на мой взгляд, не является адекватным решением. Более симпатичным решением проблемы спама видится развитие технологий, в результате чего появится более защищенная альтернатива электронной почте, на которую все счастливо мигрируют".

Александр Титов считает, что внесение поправок в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", запрещающих спам, не изменит сложившуюся на рынке интернет-рекламы ситуацию. "Заказчики спама, скорее всего, смогут избежать ответственности, заказывая такую рекламу в офшорных компаниях или фирмах-однодневках, возлагая полную ответственность за соблюдение законодательства на последних, - полагает независимый адвокат, - доказать факт сговора рекламораспространителя и заказчика услуг на практике будет проблематично".

По словам юриста, государственное законодательство имеет территориально определенную сферу действия, а борьба с правонарушениями в Интернете требует международного сотрудничества. "На практике достижение согласия между государствами в этой сфере сотрудничества затруднительно, - говорит адвокат, - так, в марте этого года Россия отказалась от участия в Конвенции о киберпреступности".

Татьяна Капустина

Тематики: Интернет, Регулирование, Web

Ключевые слова: