Как отечественная IT-разработка способна изменить классический подход к управлению бизнес-логикой в российских компаниях
Организация быстрого и надежного доступа к корпоративной инфраструктуре с помощью смарт-карт для девелоперской компании
Серверы, СХД и коммутаторы от Fplus: обзор актуальных линеек оборудования
Анжелла Татарская, ГК Softline: «Мы формируем на ИТ-рынке уникальный пул знаний»
Отечественное АСУ ТП – миф или реальность?
ЦБ
°
четверг, 21 ноября 2024

ФАС протестирует Windows. Служба проверяет производителей компьютеров

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала расследование в отношении крупнейших производителей компьютеров — Acer, Asus, HP, Samsung, Dell и Toshiba. ФАС интересуется, могут ли покупатели компьютеров с предустановленной операционной системой Windows вернуть деньги, если они отказываются от программы. Участники рынка утверждают, что, в отличие от Запада, в России такая схема не работает.

ФАС начала проверку шести крупнейших производителей компьютеров (Acer, Asus, HP, Samsung, Dell и Toshiba) на российском рынке 2 февраля, рассказал "Ъ" начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев. По его словам, проверка продлится до конца февраля. "Сейчас мы выясняем, существует ли спрос на услугу возврата операционной системы, а также наличие самой возможности вернуть ОС,— пояснил господин Кудрявцев.— По предварительным данным, такой спрос есть". В ФАС уточняют, что у ведомства нет претензий к самой Microsoft: у софтверного разработчика запрашивались только документы, касающиеся отношений с производителями техники. Господин Кудрявцев поясняет, что если по итогам проверки ФАС выявит спрос на услугу и не обнаружит способа вернуть деньги, то в отношении производителей могут быть применены санкции.

В России около 70% компьютеров продаются с предустановленной ОС Windows (в США — около 90%), приводит данные ИК "Финам". В российских офисах HP и Samsung вчера отказались комментировать проверки ФАС. Глава Acer в СНГ Глеб Мишин подтвердил, что на прошлой неделе офис компании посетили сотрудники ФАС. По словам господина Мишина, процедура возврата денег за софт отсутствует в России по нескольким причинам. Во-первых, большинство компаний работают в России не как представительства производителей, а как представительства аффилированных с производителями дистрибуторов. "По этой причине многие из них юридически не обязаны возвращать деньги",— рассказал Глеб Мишин. Во-вторых, сложно определить стоимость предустановленного софта. "Производитель, закупая у Microsoft программное обеспечение, не обязательно повышает цены на готовую продукцию пропорционально цене софта. Зачастую мы вообще устанавливаем Windows бесплатно для повышения конкурентоспособности",— пояснил господин Мишин.

Политика и процедура возврата предустановленных программ детально описана в партнерских контактах, включая механизм компенсации партнеру за возвращаемые продукты, говорит директор департамента информационной политики ООО "Майкрософт Рус" Евгений Данилов. По его словам, партнеры Microsoft вправе определять собственные процедуры обмена и возврата Windows. "Мы неоднократно обращали внимание партнеров на то, что ими должны быть разработаны механизмы возврата предустановленных продуктов Microsoft",— сообщил господин Данилов.

Партнер юридической компании Salans Виктор Наумов напоминает, что пользователь, который отказался от использования предустановленной Windows, может обратиться в суд. "Единственная проблема, которая может возникнуть, это цена операционной системы. Обычно она не указывается. Было бы логично ориентироваться на стоимость коробочной версии, но на сколько она должна быть выше предустановленной версии, сказать сложно",— говорит господин Наумов.

Участники рынка вспоминают лишь один случай в России, когда за предустановленную операционную систему покупателю вернули деньги. В июле 2008 года житель Санкт-Петербурга Владимир Садовников получил $73,9 от компании BenQ, отказавшись использовать Windows Vista. На Западе продажу компьютера с предустановленной Windows называют Windows tax (налог на Windows). Одним из первых пользователей, вернувших деньги, стал гражданин Австралии Джефри Бенетт. В 1998 году он четыре месяца переписывался с Toshiba, прежде чем ему вернули 110 австралийских долларов за Windows.

Александр Малахов

Свежее по теме