Вчера корпорация Apple отчиталась по результатам третьего квартала текущего финансового года — чистая прибыль выросла на 14,6%, до $1,23 млрд, по сравнению с $1,07 млрд годом ранее. Выручка за отчетный период увеличилась на 12% и составила $8,34 млрд — в то время как аналитики прогнозировали, что она не превысит $8,2 млрд.
Главной причиной роста стал бум продаж iPhone 3G, обеспеченный выходом новой модели и снижением цены на предыдущую, со $199 до $99. Выручка от продаж iPhone 3G выросла на 303%, до $1,69 млрд, в то время как объем продаж увеличился по сравнению с прошлым годом на 626%: за отчетный период было продано 5,2 млн телефонов.
Согласно прогнозам Apple, по итогам четвертого квартала выручка составит $8,7-8,9 млрд, однако независимые эксперты считают, что она превысит $9 млрд. "Корпорация продемонстрировала очень сильные финансовые результаты",— отмечает эксперт Sanford C. Bernstein & Co Тони Сэконаги. А нехватка iPhone 3G на складах магазинов, добавляет он, "очень даже неплохая проблема".
На фоне мирового триумфа в России дела у Apple идут из рук вон плохо. Официальные продажи iPhone 3G стартовали в России осенью прошлого года, операторы "большой тройки" обязались реализовать за два года 3,5 млн трубок. Apple установила закупочную цену для российских дилеров на уровне €400 за iPhone 3G с объемом памяти 8 Гб и €470 за аппарат на 16 Гб памяти. Сейчас розничная цена на iPhone 3G 8 ГБ начинается от 19,9 тыс. руб., 16 ГБ — от 22,9 тыс. руб. По словам Сергея Румянцева, гендиректора РТК, управляющей монобрендовыми салонами МТС, с момента начала продаж в России было реализовано не более 300 тыс. аппаратов.
Новая версия iPhone 3G появится в России в августе этого года, ожидается, что минимальная стоимость трубки составит 24-30 тыс. руб. (см. "Ъ" от 10 июня). В марте стало известно, что операторы ведут переговоры с американским производителем о пересмотре условий контрактов в части уменьшения обязательств по количеству iPhone 3G и о снижении их закупочных цен из-за провальных продаж. Одна из последних встреч российских операторов с Apple состоялась на прошлой неделе. По информации собеседников "Ъ", знакомых с ситуацией, результатов она не принесла, а ключевое предложение Apple заключалось в дотации трубок со стороны операторов, на которые те категорически не согласны. "Одна из основных проблем продаж iPhone в России заключается в ценовом позиционировании продукта",— полагает господин Румянцев. Продажи телефонов, стоимость которых превышает 10 тыс. руб., составляют 7-10% от общего объема, свыше 20 тыс. руб.— 2-3%, поэтому если Apple хочет получить массовые продажи, необходимо раза в два снизить цену, в противном случае этот товар так и останется нишевым".
Президент "Евросети" Александр Малис уверен, что если бы Apple заключила прямые контракты с ритейлерами, а не с операторами, то результат был бы иным: "Если вы хотите в нормальном объеме продавать соки, то договаривайтесь с магазинами, а не бензоколонками. У нас просто нет мотивации продвигать этот продукт. Идея Apple заключалась в том, что операторы будут продавать этот телефон в ноль, зарабатывая на GPRS-трафике, но это не сработало".
Екатерина Ъ-Дударева, Инна Ъ-Ерохина