«Реорганизация закупочной деятельности проводится в рамках общей стратегии МТС, направленной на повышение операционной эффективности компании. Основные выгоды централизации закупочной деятельности состоят в получении лучших условий от поставщиков, уменьшении срока закупочного процесса, экономии трудозатрат», — сказала РБК daily пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. Реорганизация будет проходить поэтапно в течение 1,5—2 лет. Новая модель закупок будет внедрена во всех подразделениях МТС, включая зарубежные дочерние компании. Принципиальное отличие новой централизованной структуры — наличие профессиональных закупщиков, внедрение более агрессивных ключевых показателей для закупочной деятельности, рассказывают в МТС.
Директор по развитию бизнеса Frost & Sullivan в России и СНГ Татьяна Толмачева оценивает будущую экономию МТС на закупках в 200 млн долл. в год. «Крупнейшие статьи расходов оператора это закупки телеком-оборудования (в среднем 2 млрд долл. в год) и IТ (затраты составляют 500 млн долл.). В среднем по рынку экономия, достигаемая благодаря эффекту масштаба, составляет около 6—9% от суммы заказа», — поясняет она. По словам г-жи Толмачевой, стремление к более эффективному управлению закупками стало мировым трендом: «В кризис все крупнейшие телеком-операторы сфокусировались не на наращивании доли рынка и увеличению оборотов, а на оптимизации расходов. Различного рода закупочные альянсы являются самым популярным способом уменьшить стоимость закупаемого оборудования».
В этом году МТС направит на капзатраты 22—24% от выручки. «ВымпелКом» планирует увеличить объем инвестиций с 10% от выручки в 2009 году до 18%. По данным аналитической компании Ovum, в прошлом году выручка крупнейших производителей телеком-оборудования упала в среднем на 15%. Это связно с тем, что в 2009 году все телеком-операторы резко сократили CAPEX. В частности, операторы фиксированной связи снизили капзатраты в среднем на 16%, а сотовые операторы — на 27%.
Антон Бурсак