Как отечественная IT-разработка способна изменить классический подход к управлению бизнес-логикой в российских компаниях
Организация быстрого и надежного доступа к корпоративной инфраструктуре с помощью смарт-карт для девелоперской компании
Серверы, СХД и коммутаторы от Fplus: обзор актуальных линеек оборудования
Анжелла Татарская, ГК Softline: «Мы формируем на ИТ-рынке уникальный пул знаний»
Отечественное АСУ ТП – миф или реальность?
ЦБ
°
четверг, 21 ноября 2024

Не доходя до кассы. Смогут пополнить свой депозит россияне

Платежная система «Киберплат» намерена ввести услугу пополнения депозитных и карточных счетов клиентов Банка проектного финансирования в режиме реального времени через свои терминалы оплаты. В компании уверены, что новая услуга будет выгодна не только банкам, которые смогут расширить базу клиентов, но и самим пользователям, способным в шаговой доступности в любое время быстро пополнить свои счета.

«Киберплат» намерена взимать проценты с зачисляемых на счет сумм, однако они будут минимальными, рассказал РБК daily исполнительный директор «Киберплат» Владимир Кузнецов. Еще в 2008 году подобную услугу уже ввел платежный сервис QIWI компании ОСМП. Глава OE Investments (владеет компаниями ОСМП и e-port) Андрей Романенко доволен работой данного сервиса: «Ежемесячно количество пользователей увеличивается на 15%, поэтому перспективы развития данной услуги я оцениваю высоко». Он напомнил, что банковский сектор по объему в несколько раз больше сотовой связи, что в будущем принесет хорошие деньги платежным системам. «Каждый год доля оборота сотовой связи у нас уменьшается, а увеличивается доля «несотовых» платежей. По словам г-на Романенко, компания взимает комиссию за платежи, которая в среднем составляет 1,5%.


Владимир Кузнецов говорит о новизне услуги, которая станет очень выгодной для банков: «Возможность приема депозитов через платежные терминалы — совершенно новая услуга для банков. Они могут очень дешево получить для себя широкую сеть сбыта», — заявил он РБК daily. Те банки, кто первым запустит подобную услугу, получит, по его мнению, конкурентное преимущество.


«Услуга пополнения счета может быть востребована как без уплаты комиссии, так и с комиссией, но не выше 2%», — считает зампред правления банка «Возрождение» Александр Долгополов. Но при оказании данной услуги, по его мнению, возникает много юридических вопросов, например, как будет производиться идентификация клиентов. «Когда пополнение счета идет внутри банка или через банкомат, там клиент идентифицирован. Когда будет происходить пополнение счетов в терминалах, неясно, кто будет идентифицировать клиентов. Я не считаю, что эта проблема неразрешима, но над ней нужно поработать», — отмечает Александр Долгополов.


«Данная услуга больше похожа на пилотный проект «Киберплата». К нам пока с подобным предложением не обращались. Думаю, что это будет востребовано в первую очередь банками с небольшим количеством отделений, то есть тех банков, у которых нет возможности принимать платежи в своих точках. Пополнение вкладов и счетов с комиссией вряд ли будет интересно клиентам, а вот погашение кредитов в онлайне с небольшой комиссией может быть востребовано», — полагает вице-президент Первого республиканского банка Дмитрий Орлов.


«С точки зрения бизнес-процесса я не думаю, что эта услуга будет востребована, — комментирует председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким. — По депозитам в отличие от погашения кредитов очень высокий средний платеж, который превышает 15 тыс. руб». При таких суммах, по его словам, внешняя комиссия даже на уровне 2—3% может отпугнуть клиента, которому удобнее будет все-таки дойти до банка. Кроме того, здесь также может возникнуть вопрос доверия к платежному терминалу. «В отличие от погашения потребительских кредитов, где средний платеж держится на уровне до 3 тыс. руб., депозиты выглядят не таким перспективным сектором для терминалов», — полагает г-н Ким.


Более резок в своих оценках был президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, который не одобряет идею ввода услуги вкладов на банковский депозит через терминалы оплаты.


«Платежные терминалы уже и так слишком много на себя взяли, — говорит он. — Сегодня они пытаются выполнять в значительной степени и функции банков». Однако не имеют, по его словам, для этого достаточной системы надзора и контроля за собой. «Вводя услуги вкладов на депозиты, они пытаются вести параллельную банкам деятельность. Ничего из этого хорошего не выйдет, потому что у банков есть точно такая же терминальная сеть. Но банки свою деятельность осуществляют, имея на то соответствующий профиль, а также лицензии и права. Мы не должны это поощрять. Если уж платежные системы взяли некий сегмент рынка, пусть в нем и работают».


Александр Кленин, Наталья Старостина

Тематики: Финансы

Ключевые слова: CyberPlat, платежные системы