Как отечественная IT-разработка способна изменить классический подход к управлению бизнес-логикой в российских компаниях
Организация быстрого и надежного доступа к корпоративной инфраструктуре с помощью смарт-карт для девелоперской компании
Серверы, СХД и коммутаторы от Fplus: обзор актуальных линеек оборудования
Анжелла Татарская, ГК Softline: «Мы формируем на ИТ-рынке уникальный пул знаний»
Отечественное АСУ ТП – миф или реальность?
ЦБ
°
воскресенье, 24 ноября 2024

"Связной" связался с Белоруссией

Российский сотовый ритейлер "Связной" начал работать на рынке Белоруссии. В минувшую пятницу компания открыла в Минске первый магазин. До конца 2008 г. компания хочет довести количество магазинов до 150. Потенциальный конкурент "Связного", компания "Евросеть", напротив, заморозил развитие сети в Минске, объясняя это тяжелым налоговым бременем для сотовых ритейлеров в республике.

Летом 2007 г. "Связной" выкупил контрольный пакет акций белорусского игрока "Белая Вежа", владеющего сетью из более 100 салонов (см. дайджест ComNews от 20 июля 2007 г.). 28 сентября в Минске открылась первая торговая галерея "Связной 3" общей площадью 165 кв. метров. До конца 2007 г. "Связной" планирует открыть еще 9 галерей цифровых технологий и порядка 60 центров мобильной связи, потратив на это порядка $2 млн, сообщила руководитель отдела по связям с общественностью "Связного" Елена Ноготкова. К концу 2008 г. сеть "Связной" в Белоруссии будет насчитывать 150 магазинов.

"Связной" – второй по счету российский ритейлер, вышедший на рынок Белоруссии, и третий на рынке СНГ. В Казахстане работают российские Dixis и "Евросеть". Последняя ведет бизнес в 11 странах СНГ, с учетом России и Белоруссии. По итогам I полугодия 2007 г. у "Евросети" в Белоруссии работало 92 салона. Ранее компания заявляла о планах открыть в Белоруссии 150 салонов до конца 2007 г., однако теперь не торопится с экспансией. "Мы пока законсервировали планы по развитию в Белоруссии, так как еще не ясны перспективы по налоговой нагрузке на компании в республике, - сообщил ComNews пресс-секретарь "Евросети" Очир Манджиков. - До конца года количество салонов "Евросеть" в Белоруссии не превысит 100 штук". Заметим, что в июне "Евросеть" покинула азербайджанский рынок, пробыв там всего несколько месяцев и успев открыть пять салонов. Президент «Евросети» Евгений Чичваркин пояснил мотивы этого решения тем, что данные магазины не стали развиваться.

По словам аналитика J'son&Partners Сергея Савина, в Белоруссии сотовые ритейлеры сталкиваются с такими рисками, как сильная роль государства в регулировании экономики и высокая доля "серого" импорта. "Если отменить или серьезно снизить местный налог с продаж с 15% хотя бы до 5%, мы  прогнозируем, что "белый" рынок прирастет примерно на 30-40%, - говорит управляющий филиала компании "Евросеть" в Белоруссии Алесь Мухин. - Мы ожидаем подвижек в налоговом законодательстве. Мы понимаем, что сейчас экономике Белоруссии нелегко, но также понимаем, что хороший менеджер зарабатывает на обороте, а не на прибыли с одной разовой сделки. Именно это мы и предлагаем сделать государству путем введения новых налоговых условий".

Государственные меры по "обелению" рынка мобильных телефонов, по мнению Алеся Мухина, еще больше усложняют ситуацию. Так, введенная наклейка контрольных марок, по оценкам "Евросети", увеличивает стоимость мобильного телефона от 3 до 7%. "Марочная" задумка изначально была неплоха, но на деле добропорядочные игроки получили лишь дополнительные проблемы, связанные с логистическими операциями при нанесении этих знаков, - говорит Алесь Мухин. - Марки берутся под конкретное сообщение иностранного партнера, нам надо их "затаможить", отправить за рубеж, там арендовать склад для расклейки. А так как у "Евросети" прямые контракты с большинством мировых производителей мобильных телефонов, это означает, что эту работу надо продублировать по десяткам направлений. Понятно, что "серые" продавцы, успешно реализующие свои мобильные телефоны в Белоруссии, не знают этих проблем". Между тем, наклейка марок в пределах Белоруссии или хотя бы на подступах к отечественным таможенным терминалам увеличивала бы итоговую стоимость товара лишь на 0,5-1,5%, считают в "Евросети".

Впрочем, компанию "Связной" все перечисленные проблемы не смущают. "Мы настроены более позитивно, чем "Евросеть", и будем стремиться завоевать белорусский рынок", - говорит Елена Ноготкова.

Сергей Савин соглашается, что белорусский рынок, несмотря на свои нюансы, является довольно перспективным. "В Белоруссии более низкий уровень проникновения сотовой связи, чем России, российские дистрибьюторы имеют значительный опыт работы на высококонкурентном рынке, а так же отлаженные технологии продаж и маркетинговых акций", - перечислил преимущества Сергей Савин.

Тем не менее, другие российские сотовые ритейлеры в республику Беларусь не спешат. Компания "Цифроград" рассматривает варианты выхода в СНГ, однако Белоруссии в их списке приоритетных стран нет. "В этом году наши основные усилия сосредоточены на повышении эффективности действующей сети в России, - сообщила пресс-секретарь "Цифрограда" Татьяна Москалева. - По мере решения этой задачи высвобождаемые ресурсы будут направляться на проработку вопроса выхода на рынки стран СНГ. На сегодняшний день перспективными выглядят Украина и Казахстан".

По данным J&P, в 2006 г. доля продаж мобильных телефонов в Белоруссии в совокупном объеме продаж по России и СНГ составила 2% (1,2 млн штук). Для сравнения – в Казахстане за год было продано 1,7 млн телефонов (3%), на Украине – 11,5 млн (23%), в России – 31,7 млн (64%).
Наталия Веденеева