Сотовая компания ОАО «Мобильные Телесистемы» (МТС) в конце мая подала заявку в Федеральную антимонопольную службу для получения разрешения на приобретение до 100% акций ОАО «Комстар-ОТС» — оператора проводной связи. Отраслевые аналитики уверены, что это событие — однозначный предвестник сделки.
Слияния операторов мобильной и фиксированной связи в последнее время становятся обычным делом. Первопроходцем выступила компания «Вымпелком», консолидировавшая 100% акций Golden Telecom Inc. в феврале прошлого года, а 27 мая нынешнего года сотовый оператор «Мегафон» подал в ФАС заявку на приобретение 100% акций оператора проводной связи «Синтерра».
Улучшение в укрупнении
Шага, на который решились все операторы «большой тройки», ожидали давно. «Еще пять лет назад стало понятно, в какую сторону будут двигаться операторы сотовой связи после насыщения рынка, на рынок широкополосного доступа», — поясняет директор по проектам iKS-Consulting Константин Анкилов. Именно это мы сейчас и наблюдаем. Причин тому несколько: возможность интеграции инфраструктуры, создания конвергентных предложений, огромные перспективы развития рынка широкополосного доступа (ШПД). В официальном сообщении МТС говорится, что в случае успешного завершения сделки по приобретению «Комстар-ОТС» на базе двух компаний будет создан интегрированный телекоммуникационный оператор в России и странах СНГ. Президент МТС Михаил Шамолин добавляет, что «в ближайшие пару лет потребность в трафике частных и корпоративных пользователей вырастет даже не в десятки, а в сотни раз», и уточняет, что компания хочет работать на таком быстрорастущем рынке. Подобные аргументы приводил и генеральный директор ОАО «Вымпелком» Александр Изосимов в мае прошлого года, когда объяснял приобретение компанией оператора Golden Telecom: участие в быстрорастущем рынке ШПД и получение доступа к базе корпоративных клиентов Golden Telecom. О синергии и участии в рынке ШПД заявляют и в пресс-службе ОАО «Мегафон».
Что же конкретно имеют в виду операторы под словом «синергия»? Во-первых, это конвергентные услуги — допустим, единый номер и слияние функций мобильного и проводного телефона (FMC). Константин Анкилов приводит в качестве примера начавшееся недавно активное продвижение FMC-услуг под торговой маркой «Билайн». «Golden Telecom и “Вымпелком” как самостоятельные компании года четыре назад уже начинали оказывать такие услуги, но не в тех масштабах, чтобы давать телевизионную рекламу», — пояснил он. Во-вторых, под синергией подразумевают сокращение расходов объединенной компании. Его можно достичь путем ликвидации отделов с дублирующими функциями, продвижения под единым брендом, эксплуатации объединенной сетевой инфраструктуры и т. д. В-третьих, это объединение абонентской базы.
Но достичь синергии без слияния практически невозможно: не получится выставить единый счет, создать общую биллинговую систему, нельзя объединить абонентские базы, даже высокую скидку «дружественной» компании обосновать тяжело. В случае с МТС сделка может быть очень сложной, ведь каждый из участников — МТС, «Комстар» и «Система» — открытые компании, которые котируются на бирже. Выкупить 100% акций у миноритариев бывает невозможно.
На даже если слияние одобрено, на практике это длительный и сложный процесс. Как рассказывают в неофициальных беседах операторы «большой тройки», компании, которые они приобретали несколько лет назад в регионах, до сих пор не смогли даже унифицировать штатное расписание. Естественно, с учетом нерешенных внутренних проблем объединение с компанией федерального масштаба внесет еще большую неразбериху.
Выгодно не всем
Но есть простая цель, которая вдохновляет мажоритарного акционера на этот сложный процесс: ему нужны деньги. Так, в слиянии «Вымпелкома» и «Голден Телекома» была прямая выгода для «Альфа-Групп», крупнейшего акционера и «Вымпелкома» (владеет 44% акций оператора), и «Голдена» (владела 26,6% оператора). «Альфа», не потеряв контроля над компанией, выручила за пакет ее акций более 1 млрд долларов.
Есть мнение, что такие же мотивы руководили и владельцами АФК «Система» — мажоритарного акционера МТС и «Комстар-ОТС», — когда они затевали нынешнее слияние. Согласно финансовому отчету АФК «Система» за 2008 год, общий долг компании составляет 10,7 млрд долларов, и для снижения долговой нагрузки потребуются не только дивиденды. Напомним, общий размер дивидендов за 2008 год, рекомендованный к одобрению годовым собранием акционеров МТС, — 39,4 млрд рублей, из которых на АФК «Система» придется около половины. У «Комстара» — на три порядка меньше. Зато за 50,9% акций «Комстара» «Система» может получить от МТС как минимум 1 млрд долларов. «Сумма сделки по приобретению “Комстар-ОТС” может быть практически любой, по моему мнению, она будет выше рыночной и рассчитываться будет исходя из оценки компании в 2−2,5 миллиарда долларов», — считает Владислав Кочетков, аналитик ИК «Финам».
Что касается возможности покупки «Мегафоном» «Синтерры», то тут сделка под вопросом. Как объяснил компетентный источник, продажа магистрального оператора — инициатива «питерских связистов», которые до сих пор де-факто контролируют «Синтерру» (де-юре она принадлежит группе «Промсвязькапитал»). И кроме «Мегафона» всестороннее изучение «Синтерры» в качестве объекта для поглощения ведут «Комстар-ОТС» и «Вымпелком». Источник уверен, что заявка в ФАС — это лишь перестраховка, и возможно, что due diligence «Синтерры» заставит оператора отказаться от своих намерений.
В целом слияние между операторами сотовой и фиксированной связи в среднесрочной перспективе благоприятно скажется на компаниях. А вот выгода для потребителей сомнительна, так как конкуренция на рынке снизится.