Владимир Эдуардович, как вы оцениваете современный уровень информатизации госсектора?
- Впечатление двоякое. С одной стороны, вливание немалых денег в рамках первой части программы «Электронная Россия» позволило повысить уровень информатизации большинства федеральных органов власти и большого числа регионов. Этот уровень во многих ведомствах весьма высок – с точки зрения создания компьютерной инфраструктуры и приложений, наличия квалифицированного персонала. Некоторые решения вполне соответствуют международному уровню.
С другой стороны, если говорить об отдаче в плане реальных возможностей оказания услуг в электронном виде, то, на мой взгляд, она минимальна. Исключением является ситуация в отдельных отраслях и регионах. Это имеет свое объяснение: неоднократно говорилось, что программа «Электронная Россия» в лучшем случае оказывает финансовую помощь тем или иным ведомствам в их процессах информатизации, но дальнейшие действия ведомства должны совершать самостоятельно.
Так можно ли сказать, что в плане информатизации госсектора подвижки в лучшую сторону все же наблюдаются?
- Конечно, они очевидны, и, в первую очередь, это касается проявления политической воли в этой области. Если ранее «электронное правительство» и все, что связано с информатизацией органов власти, было фактически отдано на откуп двум ведомствам (Минэкономразвития и Минсвязи), то с 2008 года началось поэтапное перемещение управления всем этим процессом в Аппарат Правительства. Последним ключевым решением, поставившим точку в этом процессе, стало создание Правительственной комиссии по информатизации органов власти, которую возглавил Сергей Собянин, вице-премьер, руководитель Аппарата Правительства. Теперь само Правительство отвечает за «электронное правительство», и это единственно верное решение.
Правительством уже запущены две крупные инициативы, направленные на конкретные задачи: одна из них связана с электронизацией услуг и развертыванием портала госуслуг. В ответ на инициативы Правительства в регионах начали предприниматься шаги по развитию технологий с учетом новых требований органов власти. Иначе теперь нельзя.
Какие события, произошедшие за истекший год в сфере электронного межведомственного документооборота, вы бы отметили?
- Развитие электронного межведомственного документооборота – вторая крупная инициатива Правительства – тоже перешло в практическую плоскость. Под эгидой ФСО успешно реализован пилотный проект МЭДО, к участию в котором привлечен и ЭОС. Система МЭДО обеспечивает взаимодействие систем электронного документооборота Аппарата Правительства и аналогичных систем, используемых в федеральных органах исполнительной власти. Это взаимодействие обеспечивается посредством защищенной электронной почты и специальных аппаратно-программных средств, сопряжение систем при обмене электронными документами.
Зоной нашей ответственности в пилотном проекте было взаимодействие СЭД Минсельхоза с СЭД Аппарата Правительства и с СЭД других участников пилотного проекта. В настоящее время расширяется круг ведомств, участвующих в проекте, а также номенклатура документов, обмен которыми будет осуществляться в электронной форме. По каждому виду документов переход на электронный обмен осуществляется поэтапно. Сначала отрабатывается технология электронного обмена при сохранении бумажного, после чего прекращается отправка бумажных документов. Для справки – акты Правительства стали рассылаться только в электронном виде еще в прошлом году.
В этом году запланированы также мероприятия по расширению функциональности электронного взаимодействия ведомств. Для того чтобы в маршрутизации электронного документа не приходилось принимать участие человеку, с документом должен посылаться набор метаданных – структурированных реквизитов, который позволяет автоматически обрабатывать документ. В утвержденных Технических требованиях системы МЭДО оговорен некий минимальный набор данных, который посылается вместе с документом. Впереди еще более сложная задача – при автоматизированной обработке поступившего документа СЭД должна формировать новые метаданные, отражающие состояние работы с документом. Но пока не определено, какие данные дополнительно должна вырабатывать система электронного документооборота, чтобы в режиме онлайн информировать инициатора документа или других заинтересованных лиц о его текущем состоянии.
Начало реализации проекта МЭДО сразу же породило цепную реакцию. В целом ряде ведомств и регионов руководители поставили задачу перехода на преимущественно электронный документооборот в 2010 году. И мы имеем уже большой портфель заявок на работы по внедрению и отработке технологий межведомственного взаимодействия.
Какие проблемы в информатизации госсектора, в том числе в части электронного документооборота, вы видите?
- Например, остается нерешенным вопрос о правомочности электронного документа, а также о том, каким образом можно сделать правомочную бумажную копию электронного документа. Например, в Италии работает сертифицированная электронная почта, которую государство ввело нормативным актом. Все организации обязаны иметь в этой системе свои почтовые электронные ящики. Граждане тоже имеют такое право, причем для них услуга бесплатная. Письмо, написанное с помощью этой почты, автоматически становится юридически значимым. Оно может иметь или не иметь ЭЦП, но у него есть авторство, а доставку гарантирует сама почта. Когда вместе с доставкой электронного письма требуется доставка бумажной копии, сама почта его распечатывает, а затем заверяет подписью своего уполномоченного сотрудника и доставляет адресату.
Кстати, есть такой опыт и у нас – в Татарстане созданы институты уполномоченных внутриведомственных «нотариусов», которые заверяют бумажную распечатку юридически значимого электронного документа. Но в целом в РФ это проблема не решена – не хватает нормативных актов.
Но и здесь в настоящее время мы наблюдаем знаковую законотворческую активность. Сейчас в Государственной думе рассматривается три важнейших законопроекта, связанных с цифровой подписью и оказанием государственных услуг в электронном виде. Таким образом, в самое ближайшее время в стране произойдет юридическая «легализация» электронного документооборота.
К сожалению, сейчас недооценивается важность стандартизации в области электронного документооборота, я не вижу целенаправленного движения этой области. Большие средства вкладываются в разработку программных и аппаратных средств, но практически не финансируется разработка стандартов, например, типовых требований к системам и их взаимодействию, терминологических и т. д. А ведь выработка, например, стандартов по взаимодействию могла бы исключить дополнительные затраты заказчиков на организацию взаимодействия систем различных разработчикам. Выиграли бы от этого и разработчики, поскольку проще один раз реализовать требования принятого стандарта, нежели всякий раз делать индивидуальные решения.
Вернемся к деятельности ЭОС. Известны лидирующие позиции ЭОС во внедрении СЭД в органы государственной власти. А какую роль для вас играет сейчас направление, связанное с участием в проектах по созданию «электронного правительства» и, более широко, – с участием в формировании государственного регулирования в области СЭД?
- ЭОС, как я уже отметил, является одним из ключевых участников реализации проекта МЭДО, с самого начала нас привлекали для консультаций по ряду принципиальных вопросов этого проекта. И именно на примере Минсельхоза отрабатываются предлагаемые технические решения взаимодействия Аппарата Правительства с федеральными ведомствами. И это не случайно, мы являемся лидерами рынка СЭД не только как поставщики систем, но и как центр компетенции в области электронного документооборота. Для нас это крайне важно, поскольку именно на госструктурах и отрабатываются сейчас многие «электронные» решения будущего.
Учитывая важность проекта МЭДО для будущего электронного документооборота в нашей стране, мы, по своей собственной инициативе, выполнили уникальное и масштабное исследование состояния и путей решения проблем межведомственного электронного взаимодействия в России и мире. В апреле мы представим профессиональной общественности результаты этого исследования – оно будет издано в виде книги «Современные идеи и опыт государственного управления. Межведомственное электронное взаимодействие».
Другим аспектом этой нашей деятельности является работа технического подкомитета по стандартизации электронного документооборота (ПК6), созданного на базе нашего предприятия. В этом году мы завершаем работу над первым отечественным ГОСТом в области электронного документооборота «Взаимодействие систем управления документами», который базируется на стандарте «Взаимодействие систем автоматизации документационного обеспечения», разработанного ранее под эгидой Гильдии Управляющих Документацией. Терминология и структура стандарта приведены в соответствие с современными требованиями. После принятия стандарта организации, создающие СЭД, смогут включать его в свои технические требования. Тем более что тот формат взаимодействия, который принят в Технических требованиях МЭДО, учитывает требования этого будущего ГОСТа.
К этому можно добавить, что ЭОС и его специалистов регулярно привлекают к экспертизе важнейших нормативных актов, связанных с использованием информационных технологий в области делопроизводства и архивного дела.
Каким образом ЭОС удалось войти в данные проекты государственной значимости?
- Мы являемся признанными экспертами в предметной области. Мы, например, участвовали в работе по формированию новейшего стандарта Евросоюза MoReq2 (типовые требования к системам электронного документооборота). На сайте MoReq2 опубликован русский перевод этого стандарта, выполненный нашими экспертами. Таким образом, лидерство нашей компании не только в количестве разработанных и внедренных систем документооборота, но и в методической и консалтинговой деятельности.
Получается, что не все подобные проекты, в которых участвует ЭОС, приносят вам прямую денежную выгоду?
- Конечно, это затраты, точнее, наши инвестиции в рынок: я бы назвал это «бременем лидера». Все, кто в авангарде, обязаны вкладываться в научные исследования, в разработку нормативных документов. Так происходит потому, что у лидеров должно быть свое видение будущего. В нашем случае оно, конечно, реализуется в программных продуктах, но без нормативных документов заказчики не смогут использовать их с максимальной эффективностью. Более того, лидеры должны демонстрировать и доказывать клиентам свою компетентность и, если хотите, visionary в отрасли. Если мы снимаем барьеры в области электронного документооборота, то выиграют все участники рынка, но лидеры выиграют больше всех.
Какие продукты ЭОС в рамках названных трендов наиболее перспективны для автоматизации госсектора и организации электронных услуг?
- Это четыре новых продукта, которые, на наш взгляд, в значительной степени являются продуктами будущего.
Первый из них – «eDocLib: Документооборот». eDocLib – полноценная ECM-платформа – веб-движок, который позволяет создавать сложные портальные системы управления документами. Теперь мы добавили в него готовую конфигурацию, позволяющую реализовать метафору отечественного документооборота.
Второй – система EOS for SharePoint. Это уникальное сочетание одной из самых мощных мировых ECM-платформ от ведущего вендора Microsoft SharePoint Portal Server с проверенным временем технологическим решением по автоматизации процессов отечественного документооборота.
Третий продукт носит рабочее название МЭД – «Сервер межведомственного документооборота», который может работать как с нашими СЭД (в первую очередь с системой «ДЕЛО», наиболее распространенной в Росси), так и с СЭД других производителей. МЭД обеспечивает реализацию всех функций, связанных с отслеживанием прохождения документов в СЭД и передачи этой информации другим системам, из которых, собственно, и поступили эти документы. Тем самым обеспечивается прозрачность документооборота как для других органов власти, так и для граждан, если документооборот, например, связан с оказанием госуслуг.
Четвертый наш продукт – система «КАРМА». Это служебная программа, обеспечивающая удобный интерфейс при взаимодействии с криптографическими средствами при проверке и подписании электронных документов. Использовать можно непосредственно в режиме диалога, так и встраивая в любые прикладные программы.
Не появляется ли таким образом конкуренция внутри линейки ЭОСа?
- Рынок растет, но пока не так быстро, как хотелось бы, и появление отдельного, пусть даже очень продвинутого продукта существенно не изменит ситуацию. Мы же хотим развиваться быстрее рынка, и поэтому считаем, что на данный момент лучше, чтобы одни наши продукты частично пересекались по функционалу и конкурировали друг с другом, нежели с решениями других игроков. Сегодня мы практически закрываем весь спектр решений, востребованных в области СЭД.
Система «Дело» сегодня является, безусловно, наиболее мощным и методически проработанным решением в области отечественного электронного делопроизводства. Я бы сформулировал это так: «ПРОВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ».
Если заказчик использует или планирует использовать многофункциональную ECM-платформу и внутри нее иметь СЭД, поддерживающую отечественное электронное делопроизводство, то мы предлагаем ему EOS for SharePoint, в котором реализован необходимый делопроизводственный функционал.
Если же заказчику нужно более гибкое и одновременно легкое платформенное веб-решение в области управления электронными документами – у нас есть «eDocLib: Документооборот».
В завершение беседы хотелось бы услышать о планах ЭОС – как в части разработки нового ПО, так и сточки зрения стратегических перспектив.
- Мы всегда стараемся опередить рынок, заглянуть вперед и предложить решения, которые сначала могут показаться неожиданными, а потом становятся «общим местом». К числу таких решений относится наша новейшая разработка, связанная с подписанием электронных документов. Мы давно обратили внимание на то, что существующая процедура подписания официальных бумажных документов неприменима при использовании электронно-цифровой подписи. Рассмотрим простейший пример подготовки, скажем, исходящего письма. Руководители подписывают такой документ без регистрационного номера и даты, а номер и дата обычно проставляются выпускающим сотрудником документационной службы.
При работе с электронным документом в этом случае возникает принципиальная проблема, поскольку ЭЦП руководителя «закрывает» письмо по состоянию на момент подписания, т. е. без номера и даты. А после проставления номера и даты текст письма меняется и подпись руководителя становится недействительной.
Мы предложили оригинальную технологию, при которой ЭЦП руководителя относится только к той части документа, которая ему представляется для подписания. Т. е. в данном случае – все письмо за исключением полей номера и даты. А подпись и дата «заверяется» ЭЦП сотрудника, который проставляет значения этих реквизитов в соответствующие поля документа. Таким же образом реализуются сложные процедуры проставления множества согласующих и утверждающих подписей, а также внесения в документ дополнительной информации (даты, номера, резолюции и т. д.).
В апреле мы выпускаем новый продукт EDSign, который обеспечивает реализацию этой технологии, причем в очень простой и доступной форме – в виде надстройки текстового редактора Microsoft Word 2007. При работе в этом текстовом редакторе появляется возможность создать макет электронного документа с полями, в которых должны появляться подписи (в том числе факсимильные), даты, номера или другие реквизиты. После этого документ подписывается в таком же порядке, в каком подписывается соответствующий бумажный документ. При этом всегда доступна информация о том, кто, что и когда подписал в электронном документе.
Это только один частный пример. Что касается стратегических планов, то они также остаются прежними – удерживать технологическое лидерство на рынке российских систем электронного документооборота и по мере сил участвовать в развитии этого рынка в целом, прокладывая дорогу для практической реализации новейших решений в этой области.