О том, что МТС будет продвигать новый формат SIM-карт (производитель — концерн Sagem ORGA), "Ъ" рассказали в компании. Такие карты используются в основном для удаленного мониторинга и управления транспортом, в банковских терминалах, в системах безопасности и охраны автомобилей и т. д. Они могут работать при температуре от -40°С до +105°С, тогда как сбои традиционных карт могут происходить при температурах от -25°С до +75°С.
Термостойкие SIM-карты используются в устройствах M2M (Machine-to-Machine — системы, позволяющие передавать информацию между устройствами), для которых важна стабильная и безопасная работа при сложных климатических или производственных температурных условиях, возможности воздействия вибрации и ударов, объясняет пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. "В течение ближайших пяти лет, по нашим консервативным оценкам, число пользователей M2M-сервисов МТС в России превысит 3 млн",— прогнозирует госпожа Осадчая. Доход с каждой такой SIM-карты составит порядка $7-8 в месяц, ожидают в МТС. То есть выручка от проекта может составить около $250-290 млн в течение пяти лет.
Первую партию термостойких SIM-карт (8 тыс. штук) уже зарезервировали партнеры МТС. В том числе интерес к термостойким SIM-картам проявили интеграторы "M2M Телематика" (среди его клиентов "Норильский никель", Федеральное дорожное агентство) и ГК "Рэйс" (обслуживает Сбербанк), производитель автомобильных систем охраны "Ультрастар", интегратор интерактивного оборудования для автомобилей и недвижимости "Цезарь Сателлит", производитель GSM-модемов и навигационного оборудования Novacom Wireless. Менеджер компании "Ультрастар" Николай Страхов подтвердил, что компания ведет переговоры о закупке термостойких SIM-карт у МТС для оснащения GSM-модулей своих автомобильных систем охраны StarLine. "Во многих регионах России температура воздуха может достигать критических значений, термостойкие SIM-карты представляют интерес для нас с точки зрения повышения гарантии работоспособности системы при экстремальных температурах и обеспечения удобства для пользователя",— говорит господин Страхов. С ним согласен гендиректор компании "Новаком" (производит ГЛОНАСС-трекеры для транспорта) Андрей Долгов: "Какой-то процент карт при низких температурах выходит из строя. Когда речь идет о транспорте, это критично".
По словам начальника департамента продаж и обслуживания "МегаФона" Игоря Майстренко, уже сейчас порядка 100 тыс. таких карт используется в различных M2M-приложениях оператора, а в будущем они могут предложить их и клиентам. "Кроме устойчивости к экстремальным температурам такие SIM-карты отвечают повышенным требованиям по бесперебойному функционированию, объему памяти, обладают различными специальными встроенными алгоритмами",— поясняет господин Майстренко. В "Вымпелкоме" говорят, что готовы рассматривать возможность предоставления своим клиентам термостойких SIM-карт, но пока такой потребности с их стороны они не видят.
ARPU (средний счет одного абонента в месяц) МТС в России сопоставим с тем, сколько компания рассчитывает заработать на термостойких SIM-картах, по итогам третьего квартала прошлого года он равнялся 255,8 руб. Директор по развитию бизнеса Frost & Sullivan в России Татьяна Толмачева называет термоустойчивые SIM-карты очень нишевой услугой, но именно такие услуги могут обеспечить рост доходов операторов. "Массовый рынок сотовой связи давно достиг зрелости, а потенциал сегмента сотовой связи для решения промышленных задач далеко не исчерпан",— рассуждает она.
Анна Балашова