Как отечественная IT-разработка способна изменить классический подход к управлению бизнес-логикой в российских компаниях
Организация быстрого и надежного доступа к корпоративной инфраструктуре с помощью смарт-карт для девелоперской компании
Серверы, СХД и коммутаторы от Fplus: обзор актуальных линеек оборудования
Анжелла Татарская, ГК Softline: «Мы формируем на ИТ-рынке уникальный пул знаний»
Отечественное АСУ ТП – миф или реальность?
ЦБ
°
суббота, 23 ноября 2024

Россияне предпочитают бумагу/ Электронные авиабилеты пока не привычны для отечественных пассажиров

С 1 июня 2008 года все авиакомпании, входящие в состав IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), должны предлагать своим клиентам возможность приобрести электронные билеты вместо обычных бумажных. Те, кто не успеет, лишатся возможности осуществлять зарубежные рейсы. Отечественные авиаперевозчики рапортуют о своей полной боевой готовности к переходу на виртуальные продажи. Правда, из-за того, что россияне не доверяют безналичным платежным системам, в ближайшие годы авиабилеты у нас в основном будут оставаться бумажными.

В Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA) входит 240 компаний по всему миру, осуществляющих 94% регулярных международных перевозок. В частности, членами IATA являются "Аэрофлот", "Авиакомпания 'Сибирь'" (S7 Airlines), "Трансаэро", ГТК "Россия", "Аэрофлот" и др.
      
 Без комиссии
Электронный билет отличается от привычного бумажного не только тем, что второй печатается на осязаемом бланке, а первый -- на виртуальном. Главная выгодная разница для пассажиров -- необязательность присутствия при выполнении различных операций с билетом. То есть за билетом не придется отправляться в кассу или заранее приезжать в аэропорт, чтобы оформить проездной талон до вылета. Забронировав и оплатив билет (авиакомпании предлагают разные системы оплаты: в офисе самого перевозчика, его агентов, через платежные интернет-системы, киоски быстрой оплаты и т.д.), можно менять направление и структуру перелета. Например, переменить место стыковки двух рейсов или дату вылета.

Потерять e-ticket невозможно, его нельзя украсть или забыть дома, потому что он хранится в виртуальной базе данных. Правда, службы безопасности некоторых аэропортов (обычно при заграничных перелетах) требуют, чтобы пассажиры распечатывали и предъявляли при регистрации маршрутную квитанцию. Ее покупатель получает по электронной почте (если приобретал билет через Интернет) или распечатанную на руки, если покупка была совершена в офисе авиакомпании или ее агентов. Но даже если квитанция будет забыта, ее можно распечатать, открыв свою электронную почту прямо в сервис-центре аэропорта, или связавшись с компанией, продавшей билет, -- она вышлет квитанцию повторно.

Кроме того, система электронных заказов позволяет покупать билеты для своих родственников и знакомых, если те не не могут сами явиться в кассу. Пассажиру остается только прийти на регистрацию со своим паспортом (или свидетельством о рождении для детей).
Правда, для отчета о командировке e-ticket не пригодится, командировочному все равно придется хранить бумажные документы: маршрутную квитанцию и оригинал посадочного талона.

В выигрыше от введении новой системы окажутся не только сами пассажиры, но и авиакомпании. И возможно даже в большей степени, чем их клиенты. По подсчетам экспертов, с учетом всех расходов на бумажный билет (изготовление документа, его проверку специально нанятыми в штат сотрудниками, утилизацию и т.д.) его электронный аналог позволит экономить по $9 с каждого проданного бланка. "Безусловно, расходы по внедрению e-ticket весьма значительны, хотя и не сравнимы с приобретением самолетов. Но в конечном итоге электронный билет упрощает взаимоотношения авиакомпании с агентами по продаже билетов и дает новые возможности для пассажира. Трудно посчитать, сколько компания может экономить на внедрении электронной системы. Теоретически, если мы полностью переходим на электронный билет, на одном только комиссионном вознаграждении сэкономим 5-12 процентов", -- говорит Игорь Морачев, коммерческий директор ГТК "Россия".

Догнать Америку
Система электронных билетов используется в Западной Европе и США уже около десяти лет. В России же понятие "электронный билет" было введено только в конце прошлого года после принятия закона "О внесении изменения в статью #105 Воздушного кодекса Российской Федерации". Как только это произошло, отечественные авиаперевозчики начали продажи электронных билетов, правда, сначала на ограниченном количестве направлений. "Первый e-ticket был продан у нас 1 декабря 2007 года на рейс Пекин -- Амстердам. И потом поэтапно мы 'полетели' по остальным маршрутам: в январе -- Лондон и Германия, с февраля -- Париж, вся Скандинавия, с марта -- Хельсинки", -- рассказывает Игорь Морачев.

Почти одновременно открыли электронные продажи и другие авиакомпании: "Трансаэро", S7, "КД авиа", "Владивосток Авиа", "Уральские авиалинии", авиакомпании альянса AiRUnion ("КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара" и др.).

Однако сейчас пока мы существенно отстаем от большинства других стран-членов IATA. Так, в США через электронную систему продается 90% всех авиабилетов, в Европе -- 83%. В Японии билеты вообще уже стали покупать через мобильные телефоны. Например, так поступает большинство пассажиров авиакомпании ANA (All Nippon Airways), занимающей 60% внутреннего рынка страны. Они уже два года могут заказать рейс по телефону и выбрать любое из свободных мест в салоне самолета по предлагаемой по телефону карте-схеме. После заказа на электронную почту в телефон приходит письмо, которое содержит информацию об имени пассажира, номере рейса и места в салоне и т.д. Это послание выполняет функцию посадочного талона. При проходе в самолет достаточно лишь прислонить мобильник к турникету.

Нашей стране до такой экзотики пока далеко. Подавляющее большинство россиян до сих пор предпочитает расплачиваться за все покупки наличными -- именно эту особенность аналитики называют основной помехой в распространении электронных продаж. Сейчас в России через систему виртуального заказа (e-ticket и бронирование рейсов через Интернет) продается всего 10% авиабилетов. Однако IATA прогнозирует, что в 2010 году в России будет продаваться виртуальных билетов на сумму не менее $4,5 млрд. Эксперты основываются на темпах роста электронных продаж в других странах при зарождении этой системы. Тогда прирост составлял в среднем 3-5% в месяц. Аналогичные показатели в отношении своей компании отмечает заместитель генерального директора по информационным технологиям авиакомпании "Аэрофлот" Сергей Кирюшин. Количество же посещений тех страниц сайта "Аэрофлота", где можно зарезервировать билет (посещения без покупки) растет еще стремительнее: по 5% в неделю. Так что, по мнению аналитиков, прогнозные показатели IATA через два года могут быть даже превышены.

Ольга Мягченко

Тематики: Интернет, Интеграция, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: Интернет, спутниковый Интернет, Интернет-провайдеры, мобильный Интернет, Интернет ТВ, безлимитный Интернет, Интернет-провайдер Корбина, провайдеры Интернет Балашиха, Интернет-провайдер метро, Интернет-провайдеры Московская область, стать провайдером Интернета, Интернет-провайдеры ЦАО, Интернет из розетки, Стрим, QWERTY, NetByNet, Акадо, доступ в Интернет, широкополосный доступ, домовые сети , пиринговые сети, IP-телефония, VoIP, Ethernet, WiFi, АСВТ, цифровое телевидение, Golden WiFi, Яндекс.Wi-Fi, Wi Fi сети, WiMAX, АртКом, Art Communications, Комстар, Комстар Директ, Комстар ОТС, хот-спот, Голден Телеком, Golden Telecom, беспроводной Интернет, платежные терминалы, CyberPlat, e-port, сенсорный монитор, прием платежей, информационные киоски, платежные системы, терминалы оплаты, фискальный регистратор, терминалы приема платежей, сенсорный экран, система платежей, платежи, система оплаты, коммунальные платежи, Интернет-провайдеры Москвы, Мастертел, кассир, FTTB, Домолинк, локальная сеть Домолинк, Domolink.ru, IP TV, КТВ, НКС

Свежее по теме